Главная | Земельные вопросы | Особенности совершения сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения

Глава 2. Особенности совершения сделок с землями сельскохозяйственного назначения.

Особенности совершения сделок с землями сельскохозяйственного назначения. В настоящее время правовой режим земель сельскохозяйственного назначения регулируется вступившим в силу 27 января года Федеральным Законом от Данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением землями сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земель сельскохозяйственного назначения и долей в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность1.

Липски полагает, что с точки зрения государственного регулирования земельного оборота, земли сельскохозяйственного назначения условно можно разделить на следующие группы: Наиболее важными объектами государственного регулирования в области купли-продажи являются, по мнению автора, сделки с землями первых трех из перечисленных выше групп. Основная задача государственного регулирования земельного оборота - оптимизация сельскохозяйственного землепользования. Заключение сделок должно происходить под контролем государства1.

Во-первых, сохранение целевого использования земельных участков. Во-вторых, установление размера общей площади участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории данного административно-территориального образования субъекта Российской Федерации и могут одновременно находится в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц. В-третьих, преимущественное право субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением продажи с публичных торгов.

В-четвертых, преимущественное право субъекта Российской Федерации в установленных случаях - органа местного самоуправления на покупку доли в праве обще собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности. В-пятых, установление особенностей предоставления земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, также иностранным юридическим лицам.

В-шестых, предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на возмездной или безвозмездной основе. Конституция Российской Федерации закрепила многообразие форм собственности на землю, в том числе и частную ст. Специфика земельных участков как объектов права собственности заключается в том, что они являются объектами и гражданского, и земельного права.

Конкретные же договорные правоотношения с земля сельскохозяйственного назначения формируются с учетом не столько гражданско-правовых норм, но и норм земельного, аграрного и других отраслей законодательства, то есть являются комплексными. Суханова не вызывает сомнений, так как в ГК РФ пользование землей рассматривается как один из элементов содержания права собственности или иного вещного права. Между тем разрешенное использование земельного участка - это использование его с учетом целевого назначения и установленных ограничений и обременений.

Разрешенное использование может содержать и иные требования, установленные федеральными законами и законами правовыми актами субъектов Федерации, а также актами местного самоуправления. Так, в соответствии со ст. Лукьяненко, разрешенное использование земли в договорном правоотношении по своему содержанию имеет сложную юридическую структуру, включающую в себя, с одной стороны, правомочие, поскольку владелец использует участок, с другой - комплекс обязанностей предусмотренных земельным, аграрным, экологическим и другим законодательством , в том числе обязанность использовать земельный участок рационально, по целевому назначению, в соответствии с ограничениями, установленными правовым режимом этого участка.

В результате заключения договоров купли - продажи и аренды земли к новому владельцу участка переходят не только права прежнего владельца собственника - продавца или арендодателя , но и совокупность обязанностей, неразрывно связанных с обладанием таким участком и его хозяйственным использованием, в том числе и обязанности, вытекающие из разрешенного его использования2.

Этим договоры в сфере оборота земельных участков да и иных природных объектов существенным образом отличаются от обычных гражданско - правовых, например от договоров купли - продажи жилых помещений. Козырь выделяет следующие способы приобретения земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность гражданами и юридическими лицами по договорам купли-продажи3: Договоры купли-продажи земельных участков заключаются, как правило но не во всех случаях , по результатам аукционов и конкурсов, которые проводятся на основании гражданского ст.

Рассмотрим основные требования к заключению договора купли-продажи, земель сельскохозяйственного назначения. Германское законодательство допускает возможность ограничение прав собственников в интересах общества. Оборот сельскохозяйственных земель находится под административным контролем. В соответствии с этим законом сделки с землей требуют предварительного разрешения.

В разрешении может быть отказано в трех случаях. Во-первых, если отчуждение повлечет нездоровое распределение земли. Во-вторых, если из-за отчуждения земельный участок или несколько земельных участков, территориально или экономически взаимосвязанных и принадлежащих продающему лицу будут бесхозяйственно уменьшены или разделены.

И, в-третьих, если эквивалент денежная или имущественная компенсация находится в грубом несоответствии с ценой земельного участка. Нездоровым распределением земли, как правило признается такое перераспределение, когда отчуждение противоречит мероприятиям по улучшению аграрной структуры. Бесхозяйственное уменьшение или разделение земельного участка земельных участков имеет место, как правило, тогда когда из-за раздела наследства, заключение договора о продаже имущества или отчуждения иными способами самостоятельное сельскохозяйственное предприятие может потерять свою жизнеспособность, либо сельскохозяйственный участок станет меньше 1 гектара, за исключением случаев, если определенный в порядке землеустройства земельный участок, ранее приобретенный сельскохозяйственным предпринимателем и на осуществление пристроек на котором или на заселение которого были выделены государственные средства, будет разделен таким способом, что это деление не будет противоречить мероприятиям по улучшению аграрной структуры.

А также предусмотрены случаи, когда разрешение на сделку с землей сельскохозяйственного назначения, может быть выдано под условие, выполнение которых обязательно для сторон сделки1. Павлова отмечает, что Французская Республика осуществляет активное государственное вмешательство в земельные отношения с целью повышения эффективности использования земли. Среди средств, которые используются в земельной политике Франции, он выделяет такие, как установление цен на землю Обществами по перестройке и улучшению аграрной структуры, контроль за слиянием земельных участков2.

Продавец земельного участка обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления о намерении продать участок с указанием цены и других существенных условий договора. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с у уведомлением. Действия, свидетельствующие о намерении приобрести продаваемый земельный участок органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны осуществить в месячный срок со дня поступления письменного извещения продавца.

Если они откажутся от покупки, либо не уведомят продавца о желании приобрести данный земельный участок в течение месяца со дня поступления извещения, продавец вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены течение срока начинается со дня поступления извещения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления. При продаже в течение года земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по цене ниже заявленной ранее цены или с изменением других существенных условий договора купли-продажи продавец - собственник такого участка обязан направить субъекту РФ или органу местного самоуправления новое письменное извещение И право продажи у него появится только после повторения выше названных правил.

Если земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продан с нарушением правил преимущественного права покупки земельного участка субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе в течение года со дня регистрации перехода права собственности на земельный участок на другое лицо требовать в суде перевода на него права покупателя. Смысл данного правила направлен на предупреждение спекуляций земельными участками, занижения их объявленной стоимости и ухода от налогообложения. Следует отметить, что это правило распространяется только на сделки купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Субъекту Российской Федерации в пределах, установленных ст. Показателен такой пример, при продаже земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае, если специально уполномоченный орган государственной власти отказался от права преимущественной покупки, оно возникает у муниципального образования Омской области, где распложен земельный участок или может быть выделена на местности данная земельная доля.

При этом специально уполномоченный орган обязан известить о своем отказе соответствующее муниципальное образование в течение месяца со дня поступления извещения продавца земельного участка. То есть у муниципального образования есть право преимущественной покупки второй очереди, которое но может реализовать в течение двух недель.

При положительном решении муниципального образования договор купли-продажи должен быть заключен в течение месяца.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

Дъяков считает, что было бы более оправданным установить в Законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения специальные требования к покупателям и арендаторам таких земельных участков. Например, физические лица граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства , желающие приобрести или арендовать такие участки, должны иметь соответствующую квалификацию и или опыт работы в сельском хозяйстве.

Предприниматели без образования юридического лица, а также юридические лица, в том числе иностранные, должны осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере производства и или переработки сельскохозяйственной продукции. Для физических лиц также можно было бы установить ограничения по возрасту, когда покупать и арендовать земельные участки могли бы только лица, достигшие 18 лет, имеющие специальное образование1.

По мнению автора, можно было бы добавить требование и об определенном опыте работы в этой сфере. Подобные требования можно распространить и на физических и юридических лиц, приобретающих эти земельные участки по другим основаниям, предусмотренным российским законодательством. Это представляется более эффективной мерой защиты целевого назначения земель данной категории, чем преимущественное право их покупки субъектом РФ или органом местного самоуправления или чем запрет на продажу этих земельных участков иностранцам.

В ЗК РФ определен перечень условий договоров купли - продажи, участков, которые заранее объявляются недействительными. Недействительными будут следующие условия договоров: Существенными в договорах в сфере земельных отношений следует признать условия о предмете, цели использования сельскохозяйственное производство, создание защитных насаждений, научно - исследовательские, учебные и иные цели, связанные с сельскохозяйственным производством , продажной цене, характеристике прочно связанных с участком объектов недвижимого имущества.

Предмет договора купли - продажи любого земельного участка характеризуется специально составляемым документом - планом земельного участка, кадастровым и техническим номером участка и другими данными, которые позволяют однозначно выделить участок из других объектов недвижимого имущества. При отсутствии плана участка он изготовляется за счет средств продавца, или покупателя по соглашению между ними.

Если эти данные будут в договоре отсутствовать, договор будет считаться незаключенными и сделка недействительной в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации. О форме договора продажи земельного участка законодательство высказывается однозначно: Одним из последствий несоблюдения покупателем установленной формы договора может являться то, что он не вправе рассчитывать на получение свидетельства о праве собственности на землю, без которого ни доказать, ни защитить свои права на землю он не сможет.

Так, срок передачи земельного участка продавцом покупателю определяется договором. Если срок договором не установлен, обязательства по передаче участка должны быть выполнены в разумный срок; в соответствии со ст. Одним из важных условий заключения договора купли-продажи земельного участка является цена участка. При отсутствии условия о цене участка договор считается незаконным ст.

Цена участка определяется по соглашению сторон. При заключении сделок с местной администрации о покупке земли, а иногда и сделок между частными лицами нередко стороны руководствуются нормативной ценой земли. Покупатель обязан оплатить земельный участок непосредственно до или после передачи земельного участка, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Если договором не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить цену земельного участка полностью.

Если покупатель своевременно не оплачивает переданный земельный участок, продавец вправе потребовать его оплаты и уплаты процентов, в соответствии с гражданским законодательством ст. Существенное внимание уделяет законодательство условиям передачи товара земельного участка. При этом устанавливается ряд обязательств как для покупателя, так и для продавца.

Например, крестьянскому хозяйству в целях сельскохозяйственного использования нельзя продать зараженный земельный участок с нарушенным почвенным слоем, если он не поддается восстановлению и приведению в пригодное для сельского хозяйства состояние. Продавец обязан предупредить покупателя обо всех недостатках земельного участка до заключении договора.

Если он этого не сделал, а покупатель обнаружил недостатки, не позволяющие использовать земельный участок по назначению, он вправе требовать уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков или возмещения собственных затрат на устранения недостатков ст.

2.1 Особенности купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения.

Если недостатки оказываются существенными и неустранимыми, покупатель вправе потребовать возврата уплаченной суммы и отказаться от земельного участка или потребовать другой земельный участок. Подобного рода требования покупатель может предъявить в случае, если недостатки были обнаружены в разумный срок ст. Оговоримся сразу, что земельным законодательством данные сроки пока не оговариваются, поэтому остается условие, установленное ГК РФ или договором. По правилу, установленному земельным законодательством, купля-продажа земельных участков возможна при отсутствии споров по поводу участка и иных, установленных законодательно причин, препятствующих заключению сделки.

В ключе того же требования продавец на основании ГК РФ обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц то есть лиц, не участвующих в договоре , за исключением случаев, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.

особенности совершения сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения возлагали

Необходимо отметить, что изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше средне районного уровня с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

При определении выкупной цены земельного участка в нее включается рыночная стоимость участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе и упущенную выгоду п.

особенности совершения сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения облака, уносились

Особым существенным условием, как представляется, является условие об определении потерь сельскохозяйственного производства. В ЗК РФ предусмотрено, что в случаях продажи земельного участка потери производства включаются в стоимость участка п. Размер потерь может быть сразу согласован при определении общей стоимости участка или определен примерно, а затем уточнен после анализа соответствующих документов и проведения необходимых расчетов. Продажа земель сельскохозяйственного назначения с торгов производится на общих основаниях которые сходны с продажей права аренды на земли сельскохозяйственного назначения на торгах , которые подробнее будут рассмотрены ниже.

Автор считает, что купля-продажа земель сельскохозяйственного назначения должна подвергаться более строгому контролю.

Удивительно, но факт! О форме договора продажи земельного участка законодательство высказывается однозначно:

А при продаже земель сельскохозяйственного назначения государственной или муниципальной собственности основными критериями должны быть требования к ее целевому использованию причем желательно в каждом случае конкретно указывать какому именно, так как понятие целевое в данном случае достаточно широкое , повышению плодородия, квалификации и образованию покупателя, а не цена земли. А также необходимо снизить количество земли сельскохозяйственного назначения, которое может находиться в руках одного собственника.


Читайте также:

  • Заявление предоставление земельного участка под лпх в аренду
  • Ответы на тесты по преступлениям в сфере экономической деятельности
  • Постановление пленума верховного суда о защите персональных данных
  • Кредит для первого взноса по ипотеке