Главная | Защита прав потребителя | Конституционное право граждан на свободу совести способы защиты

108. Свобода совести и вероисповедания

Актуальность темы диссертационного исследования. В работе использовались научные труды российских ученых по общетеоретическим вопросам прав и свобод человека и гражданина М В Баглая, Н С Бондаря, Н В. Результаты выполненной работы по проблемам реализации свободы совести и вероисповедания могут быть использованы в правотворческой и практической деятельности федеральных органов государственной и исполнительной власти, религиозных объединений, общественных движений Проделанная автором работа может служить повышению качества научных изысканий в этой области Содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть дополнительным материалом в процессе преподавания, а также при подготовке учебных пособий Апробация результатов исследования.

Шибанова, Марина Александровна, кандидата юридических наук Введение. Понятие и юридическая природа конституционного права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания. Идеи свободы совести и вероисповедания в истории взаимоотношений Российского государства и церкви. Понятие и содержание конституционного права на свободу совести и вероисповедания.

Что будем делать с полученным материалом:

Место и роль конституционного права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания в системе конституционных прав и свобод в современной России. Реализация конституционного права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания в России. Механизм реализации конституционного права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания.

Гарантии реализации конституционного права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания. Защита конституционного права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания. Способы защиты конституционного права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания. Судебная защита рассматриваемого конституционного права человека и гражданина. Совершенствование законодательства, регулирующего право человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания.

Религия, хотя и занимает определенное место в жизни современного общества, до сих пор остается темой во многом закрытой для рядовых граждан. В массовых печатных изданиях и на крупнейших телеканалах вера ассоциируется только с православием. Обо всем остальном у граждан создается достаточно неточное или искаженное представление, а поэтому вызывает непонимание и даже возмущение лишь размышление о том, что в России могут процветать какие-то иные религии, кроме православия и этнических ислама, буддизма и иудаизма.

Законодатель же четко определяет одну из основ конституционного строя: Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной ст. Медведев 5 ноября г. Полагаем, что данное утверждение в полной мере относится к праву на свободу вероисповедания. Немного ранее, 19 сентября г. Медведев акцентировал приоритеты в сфере прав граждан: В начале х годов начавшийся процесс демократизации государственной и общественной российской системы в полной мере захватил и сферу религиозной жизни нашего общества.

Все эти процессы привели к возникновению в России принципиально новой религиозной ситуации. Ушла в прошлое политика государственного атеизма, которая уступила место демократическим началам в решении религиозного вопроса. Россиянам открылась возможность свободного мировоззренческого и вероисповедного самоопределения, распространения религиозного знания. Прошедшие годы убедительно подтверждают, что российское общество приняло ценности подлинного конституционализма, в том числе свободу слова и совести1.

Государство признало религию и религиозные организации реальным компонентом современного российского общества, объективно оценило их исторический вклад в формирование и развитие российской государственности и культуры, воздало должное их общественным позициям. Новая волна интереса к религии в настоящее время связана, по нашему мнению, с возросшим влиянием церкви на многие сферы общества и, несомненно, с интронизацией нового Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в феврале г.

За последние полтора десятилетия церковь наладила с государством тесные отношения. При этом она смогла сохранить независимость. Однако подобная независимость часто подвергается критике. Мартышин считает, что в средствах массовой информации, в том числе на государственных каналах телевидения, культивируются и эксплуатируются в политических целях не столько высокие нравственные 1 См.: Витрука, православие в нашей стране сегодня зачастую воспринимается всего лишь как замена прежней коммунистической идеологии.

Оно пытается занять пустующую нишу борьбы за справедливость в умах людей, что едва ли служит делу обеспечения идеологического разнообразия в 2 нашей стране. В этой связи справедливо высказывание О. Самая большая трудность в России — религиозная непросвещенность, в особенности среди чиновников, которая обуславливается тем, что несколько поколений людей было воспитано на основе воинствующего атеизма.

При этом государственной программы поддержки толерантности нет, а такая программа необходима. Верховенство права как принцип социальной жизни и как ее режим не приходит само по себе. Реализация данного принципа зависит от того, как скоро будет преодолен правовой нигилизм и трансформировано правосознание элиты, профессиональных сообществ, общества в целом.

Без этого невозможно утвердить конституционную законность, воплотить принципы права и справедливости в систему нормативных правовых актов и правоприменительную деятельность исполнительной власти и судов, в См.: Общая теория правового положения личности. Отсюда возникают те проблемы, которые существуют в настоящее время в государственно-конфессиональных отношениях. Принципы отделения церкви от государства, школы от церкви, равенства всех конфессий на практике часто не применяются.

Об этом говорят представители различных вероисповеданий, политики, ученые, юристы, философы и многие другие. Вопросы религиозной свободы становятся предметом рассмотрения судов различных уровней, в том числе и Европейского Суда по правам человека. Необходимо четко понимать роль свободы совести в государственном строе, общественной жизни страны и каждого отдельного человека.

Целью построения четкой государственной вероисповедной политики должно стать приведение всех нормативных правовых документов, регламентирующих свободу совести и вероисповедания, в соответствии с высокими мировыми стандартами с учетом исторических традиций Российского государства и территориальных особенностей нашей страны.

В последнее время в России особенно обостряются проблемы, связанные с социальной несправедливостью и с порождением агрессивного национализма, вплоть до организации неонацистских группировок молодых людей, которые совершают расистские преступления. Считаем, что подобная агрессивность вызвана не только сугубо материальной неустроенностью в обществе, но имеет духовные и исторические причины. Россия имеет многовековой опыт взаимодействия государственных и церковных институтов, что непременно должно помочь современным политикам - не повторять предыдущие ошибки, ученым — формулировать основные категории с учетом их апробированности и востребованности, религиоведам — учитывать исторические аспекты деятельности религиозных объединений.

Тем не менее, до сих пор не утихают споры о его соответствии Конституции и международным нормам, постоянно обсуждаются проблемы, связанные с реализацией права на свободу совести, обозначаются сложности во взаимодействии религиозных объединений и органов государственной власти. Изложенные обстоятельства предопределяют актуальность и своевременность настоящего диссертационного исследования. Таким образом, современная религиозная ситуация нуждается в тщательном исследовании и формировании концептуальных предложений по совершенствованию законодательства, регламентирующего свободу совести и вероисповедания.

Степень научной разработанности проблемы. В работе использовались научные труды российских ученых по общетеоретическим вопросам прав и свобод человека и гражданина: Философское понимание свободы вероисповедания содержатся в трудах Ф-М.

Удивительно, но факт! Монографии, учебники, учебные пособия.

Истории развития права на свободу совести и вероисповедания посвятили свои работы ученые: Право на свободу совести и вероисповедания становилось объектом исследования многих ученых-юристов. Вопросы реализации и защиты конституционных прав человека и гражданина содержатся в работах следующих правоведов: Различные аспекты права человека и гражданина на свободу вероисповедания отражены в работах зарубежных авторов: Интересны следующие диссертационные исследования, затрагивающие вопросы свободы совести и вероисповедания, вышедшие в свет после принятия в г.

Несмотря на то, что проблемы свободы совести изучали многие ученые, ни в теории, ни в практике применения до сих пор нет единообразной концепции понимания данного права, что дает возможность автору продолжить исследования в этой сфере. Кроме того, в ходе научных изысканий в законодательстве выявляются все новые и новые пробелы, порождающие нарушение прав на свободу совести. Данное исследование позволило установить несовершенство ряда законодательных норм и предложить возможные корректировки.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе конституционного закрепления, реализации, обеспечения и защиты права на свободу совести и вероисповедания в современной России. Предмет исследования — исторический материал, теоретические труды, нормативные правовые акты действующие и утратившие силу , судебные документы, результаты социологических опросов, статистические данные, итоги форумов, пресс-конференций, круглых столов. Цели диссертационного исследования — комплексное рассмотрение понятия и юридической природы конституционного права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, определение места и роли данного права в системе конституционных прав и свобод в современной России, анализ процесса реализации права на свободу совести, а также определение возможных путей совершенствования законодательства, регламентирующего данный институт.

Задачи диссертационного исследования строились исходя из поставленных целей: Методологическую основу диссертационного исследования составляет комплекс научных и специальных методов познания: Теоретическую и эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, федеральные и иные законы Российской Федерации, указы Президента России, постановления Правительства РФ, иные нормативные правовые акты, в том числе международные акты, материалы судебной практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, статистические данные.

Читайте также

В работе использовались публикации в периодических изданиях, материалы конференций, семинаров, круглых столов. Применялись результаты собственного социологического исследования, интервьюирования представителей религиозных организаций и чиновников, занимающихся на практике реализацией права на свободу совести.

Конституционное право граждан на свободу совести способы защиты был

Это является необходимой предпосылкой для разнопланового подхода к решению поставленных перед диссертантом вопросов, поскольку главная цель — рассмотрение современной ситуации относительно свободы совести. Кроме того, Президент РФ Д. Медведев в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября г.

Научная новизна диссертационного исследования. Исследование наиболее актуальных тенденций в области свободы вероисповедания определяет научную новизну работы, поскольку подвергаются анализу общественные отношения, возникающие в процессе конституционного закрепления, реализации и защиты права на свободу совести и вероисповедания в современный период времени: В работе обоснованы следующие основные теоретические положения и выводы, обладающие свойством новизны, которые выносятся на защиту: В дореволюционной России официально право на атеизм отсутствовало, поэтому невозможно было говорить о наличии свободы совести: В результате многочисленных трансформаций понятие свободы совести и вероисповедания прошло длинный путь эволюции, постепенно наполняясь новым содержанием.

Конституционное право граждан на свободу совести способы защиты это

Исходя из проанализированных многочисленных источников, автор делает вывод, что сущность свободы совести сводится к наличию для человека узаконенных возможностей поступать свободно, не по принуждению, а так, как он полагает необходимым в соответствии с его убеждениями при условии соблюдения установленного правопорядка, а свободы вероисповедания - в возможности открыто следовать выбранной религии.

В исследовании выражено отношение к решениям Конституционного Суда РФ по вопросам свободы вероисповедания, посредством которых Суд эффективно восстанавливал в правах обращающихся за защитой.

16-Ос Право на объединение, его реализация. 16

Сделан вывод, что таким способом федеральный орган конституционного контроля ограничивает государственную власть в возможности посягать на права и свободы личности, на сферу ее законной деятельности, реально защищает права и свободы личности. Проанализированные решения Верховного Суда РФ свидетельствуют о сложностях, возникающих на основе неправильного толкования свободы совести самими гражданами. В ряде случаев происходит злоупотребление правом на свободу совести и вероисповедания со стороны граждан. Для существующих взаимоотношений в области свободы совести не достаточно одного регулирования нормами федерального закона, поскольку кроме этого необходим механизм, который смог бы упорядочить совместную деятельность органов государственной власти различных уровней, религиозных организаций и граждан.

Удивительно, но факт! Те дополнительные часы, что предусмотрены региональным компонентом, в школах используются неупорядоченно.

Основными элементами предлагаемой Концепции должны стать четкие векторы государственной политики в сфере свободы совести и отношений с религиозными организациями и гражданами, в том числе направленные на совершенствование правового, структурно-организационного и кадрового обеспечения вероисповедной политики государства; разработка целевых программ сотрудничества государственных институтов, религиозных организаций и граждан в различных сферах жизни общества.

Внести изменения в часть 1 статьи 22 Федерального закона от Считаем, что необходимо установление контрольных функций относительно содержания учебной литературы с тем, чтобы подобный курс полностью соответствовал конституционным основам нашего государства. Предлагаем данные контрольные функции возложить на Министерство образования и науки Российской Федерации. Установлено, что определенную роль в процессе реализации конституционного права на свободу вероисповедания играют правозащитные организации.

Выявлена основная проблема, затрудняющая деятельность данных организаций - это отсутствие достаточных финансовых средств. В основном правозащитные организации спонсируются коммерческим сектором. В связи с тем, что в настоящее время остро стоят финансовые вопросы деятельности предпринимателей и, учитывая важную роль правозащитников, считаем, что необходимы определенные меры со стороны государственной власти.

Необходимо скорректировать налоговое законодательство для того, чтобы отечественные предприниматели имели материальную мотивацию для поддержки правозащитного движения.


Читайте также:

  • Ипотека экспресс кредит банк
  • Судебная практика снятие с регистрационного учета бывшего супруга
  • Переезд с ребенком после развода
  • Гаи кемерово лишение прав
  • Мошенничество в сфере аренды квартиры
  • Имеют ли право уволить сотрудника за два года до пенсии