Главная | Наследовательное право | Содержание педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями

ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Транскрипт 1 Этапы психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями В рамках специальной психологии и коррекционной педагогики принято выделять три последовательных этапа диагностики психического развития детей В. Эти же этапы справедливо использовать при проведении психолого-педагогического изучения детей с речевыми нарушениями. Цель скринингового обследования в логопедической практике констатация наличия у ребенка речевых нарушений, совокупная выраженность которых требует организации для него специальных условий обучения и воспитания.

Место реализации скрининг-диагностики массовое образовательное учреждение дошкольное и школьное. Специалисты, реализующие этап учителя-логопеды, работающие на логопунктах общеобразовательных учреждений, а также учителя-логопеды специальных коррекционных групп классов в период комплектования учреждений. Второй этап дифференциальная диагностика отклонений. Цель данного этапа определить категорию нарушений речевого развития. По результатам этого этапа исследователь консилиум исследователей определяет направление обучения ребенка, вид образовательного учреждения, куда он должен быть направлен.

Может быть реализован в условиях специальных коррекционных учреждений при решении вопроса дифференциальной диагностики сходных состояний, требующей динамического исследования. И, наконец, третий этап феноменологический. Его цель выявление индивидуальных особенностей ребенка, то есть тех характеристик его речевой, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно- развивающей работы с ним.

Эффективная реализация этапа в логопедических группах обеспечивается специалистами коррекционного профиля учреждения: Знание учителем-логопедом направленности и реализуемых возможностей каждого этапа психолого-педагогической диагностики позволяет специалисту целенаправленно отбирать диагностический инструментарий, профессионально планировать диагностическую деятельность. С данной ситуацией учитель-логопед сталкивается в период комплектования специальных коррекционных групп.

В первую очередь данную ситуацию приходится разрешать учителю- логопеду, работающему на логопедическом пункте дошкольного учреждения. В случае, если логопедический пункт в учреждении отсутствует, проблемная ситуация попадает в поле практической деятельности учителя-логопеда, работающего в логопедической группе. Эффективный выход из данной ситуации возможен при решении следующих профессиональных задач: Рассмотрим алгоритм действий учителя-логопеда при решении данных задач.

Чтобы установить соответствие уровня речевого развития ребенка возрастной норме, специалист должен хорошо ориентироваться в вопросах нормативного развития детской речи. Онтогенез речевого развития экспрессивной и импрессивной речи удачно представлен в материалах Н. Приведём его в качестве справочного источника см. Знание речевого онтогенеза позволяет использовать его в качестве эталона при оценке речевой деятельности ребенка. Определение соответствия уровня речевого развития ребенка в период комплектования специальных коррекционных групп по характеру решаемых задач является скрининговым обследованием.

В связи с этим процедура обследования должна отвечать условиям скрининга: При этом целесообразно исследовать следующие характеристики речи: В качестве методики скринингового обследования возможно использование комплекса заданий, предлагаемых Н. Перечень диагностических заданий для скринингового исследования речи детей лет. Исследование импрессивной речи обследование понимания речи, выявление объема пассивного словаря 3 Задание1. Выяснить, понимает ли ребенок целостные слова, сочетания, которые он мог много раз слышать. Выяснить, какие названия игрушек знакомы ребенку.

Выяснить, знает ли ребенок названия предметов, которыми пользуются в быту. Выяснить, может ли ребенок показать части своего тела и части тела куклы, игрушечных животных. Установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках.

миг содержание педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями долгая

Установить, названия каких действий знакомы ребенку. Установить, сложилось ли у ребенка понимание направленности действия, места действия или для кого это действие совершается. Установить, узнает ли ребенок предметы по их назначению. Установить, какие названия признаков предметов знакомы ребенку.

Библиотека

Выявление понимания грамматических форм слов Задание 1. Установить, различает ли ребенок грамматические формы ед. Установить, понимает ли ребенок значение уменьшительно-ласкательных суффиксов. Установить, различает ли ребенок формы ед.

Проведения обследования звуковой стороны речи детей раннего возраста (, 2005).

Установить, различает ли ребенок предлоги. Установить, понимает ли ребенок некоторые падежные окончания и конструкции. Выяснить, понимает ли ребенок тексты разной сложности. Обследование экспрессивной речи Задание 1.

Психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями

Установить, поддается ли родительскому учету активный словарь ребенка или нет количество слов. Выявить возможность речевого подражания. Расклассифицировать первые детские слова по следующим видам: Установить максимальное количество слов, употребляемых ребенком при составлении предложений. Выявить возможность использования предлогов. Установить максимальный объём употребляемых ребёнком предложений и наличие элементов построения сложного предложения. Предложить составить рассказ по серии сюжетных картинок. Предложить прослушать рассказ, ответить на вопросы по тексту и пересказать его.

Исследовать возможности словоизменения существительных по всем падежам сначала в единственном числе, а затем во множественном. Об особенностях просодической стороны речи, состояния артикуляционного аппарата, фонетико-фонематического строя речи исследователь может сделать вывод по результатам выполнения приведенных выше заданий, а также по данным наблюдения за испытуемым. Результаты, полученные в процессе скринингового исследования, заносятся в специальный протокол.

При заполнении протокола в ситуации скринингового обследования необязательно уточнять характер нарушения компонента речевой системы в случае его нарушения. Такая необходимость появляется при последующем написании логопедического заключения на ребенка в случае направления его на обследование в медико-педагогическую комиссию, медико-социально-экспертную комиссию и другие сторонние организации. После того, как произведено исследование речи ребенка и заполнен протокол скринингового обследования, учителю-логопеду для реализации профессиональных задач указанной проблемной ситуации необходимо получить ответы на следующие вопросы: Имеют ли место нарушения речи?

Какие компоненты речи нарушены? Как соотносятся уровни недоразвития импрессивной и экспрессивной речи?

Удивительно, но факт! Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка "правильного ответа" и др.

Каков уровень речевого развития ребенка? Нормальный уровень речевого развития: Грамматический строй речи сформирован достаточно. Недостаточная сформированность грамматических форм языка ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные. Фраза аграмматичная, неразвернутая упрощенная , структурно нарушенная.

Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Слоговая структура слов нарушена. Имеет ли место дизартрический компонент речи? Следующий шаг в рамках рассматриваемой ситуации - обобщение полученных ответов и реализация соответствующих практических действий см. Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий использование правильного чередования ударения, рода, редких оборотов речи, числительных Окончательно овладевает всеми типами склонения.

Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах. Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 летсамостоятельное образование глаголов от других частей речи. Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах. Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях. Слоговая структура Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребёнка над явлениями языка Звуки Стечение согласных С 4лет 6 месяцев попытка объяснить слова на основе их значения детская этимология.

С 5 лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения за синонимами. Понимание обращённой речи Уровень понимания нулевой ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речь окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрещения или поощрения в норме до 1 года Уровень понимания ситуативный ребёнок понимает просьбы, связанные с обиходным предмнтным миром.

Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту в норме до 2 лет Уровень понимания ситуативный ребёнок хорошо ориентируется в названиях предметов, нарисованных на отдельных картинках, но с трудом - в названиях действий, изображённых на сюжетных картинках идёт,стоит, сидит, читает и т.

Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей чем,кому, с чем? Не различает грамматических форм слов в норме до 4 лет Уровень понимания расчленённый ребёнок различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова стол-столы, улетел- прилетел в норме с 4 лет 1. Пассивный словарь Название предметов реальных и на картинках в норме к 1,5 годам Понимание смыслового значения слова в норме к 2 годам Понимание действия предметов в норме до 2,5 лет Понимание простого сюжета в норме к 3 годам Понимание лексико-грамматических конструкций в норме к годам 7.


Читайте также:

  • Расчет по сделке ипотеке втб
  • Примеры раздела имущества между супругами
  • Скаредов г и участие прокурора в следственных действиях
  • Штраф при выезде встречную полосу
  • Возвратить права после истечения срока лишения
  • Документы при оформлении квартиры при покупке