Главная | Автоюрист | Что относится к квалифицированным видам взятки

Получение взятки. Дача взятки. Коммерческий подкуп

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Они позволяют судить о степени общественной опасности преступления, личности виновного и тем самым индивидуализировать наказание по каждому конкретному делу. Пленум Верховного Суда РФ в п. К этим признакам Пленум относит: К этим признакам можно отнести также: Выделяя статью с квалифицирующими признаками, законодатель исходит из того, что именно эти признаки существенно влияют на степень и характер общественной опасности данного деяния, в соответствии с чем устанавливаются и определенные пределы его наказуемости.

Под незаконным действиям, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в упомянутом постановлении, подразумеваются неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие признак преступления или иного правонарушения. Во-первых, принятие взятки за совершение действий, выходящих за пределы полномочий должностного лица, но которые он мог совершить только благодаря своему служебному положению.

Эти действия могут являться правонарушением, но не преступлением. В данном случае виновный несет ответственность только по ч.

Удивительно, но факт! В тех случаях, когда предметом получения взятки является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, сначала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости. По общему правилу у такой группы имеется руководитель организатор , координирующий действия участников группы, подбирающий и вербующий соучастников, распределяющий роли между ними, планирующий совершение преступлений обеспечивающий меры по сокрытию преступной деятельности.

Во-вторых, действия должностного лица, совершенные вопреки интересам службы, являющиеся преступлением например, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог. В этом случае содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений. В постановлении Пленума отмечается, что взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений - по ч. К числу особо квалифицирующих признаков получения взятки относится совершение деяния, предусмотренного ч.

Таким образом, из всех должностных лиц закон выделяет три категории, которые ввиду особой ответственности их должностного положения несут повышенную уголовную ответственность. В соответствии со ст. К лицам, осуществляющим государственную должность Российской Федерации относятся: Единого перечня государственных должностей субъектов РФ не существует, так как этот вопрос решается каждым субъектом самостоятельно.

Анализ соответствующих правовых актов субъектов РФ позволяет сделать вывод, что кроме руководителей органов законодательной и исполнительной власти субъектов государственную должность субъекта РФ составляют должности депутатов, министров, судей и др. Третью категорию составляют главы органов местного самоуправления. Представляется необоснованным тот факт, что законодатель в примечании к ст. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования или представительным органом из своего состава.

Он наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Наименование главы органа местного самоуправления и сроки его полномочий определяются уставом муниципального образования. Таким образом, представляется логичным дополнить примечание к ст. Лица, занимающие государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления обладают более широкими полномочиям по сравнению с другими должностными лицами и, следовательно, использование ими своих полномочий в интересах взяткодателя характеризуется повышенной степенью общественной опасности.

Ответственное положение должностного лица толковалось достаточно широко и неоднозначно. При решении вопроса о квалификации по ч. Представляется необходимым включить в круг лиц, способных в силу особого должностного положения нести повышенную уголовную ответственность, сотрудников правоохранительных органов. Эффективность разрабатываемых осуществляемых мероприятий в сфере борьбы с коррупцией заметно снижается в силу того, что субъекты коррупционных отношений и субъекты противодействия коррупции в значительной части тождественны … В данном случае существует конфликт интересов.

При этом нельзя не учитывать также ограниченность контроля субъектами самих себя. Коррумпированность правоохранительных органов возрастает с каждым днем, что оказывает существенное влияние на эффективность борьбы с преступностью. Усиление борьбы со взяточничеством в правоохранительных органах является одним из важных условий успешной борьбы с преступностью вообще и с коррупцией в частности.

Первым шагом в этом направлении могло бы стать усиление уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов. Действующее уголовное законодательство предусматривает возможность совершения преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества преступной организации. Норма об ответственности за взяточничество связывает усиление наказуемости с получением взятки только двумя разновидностями группы.

Групповому получению взятки характерны такие характер действий соучастников и степень их согласованности, которые наблюдаются в группе лиц по предварительному сговору и в организованной группе. Понятие группового преступления дается в ст. Под совершением преступления по предварительному сговору группой лиц следует понимать такое преступление, когда в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о его совместном совершении.

Дача взятки должностному лицу — каковы последствия: Видео

На этих положениях основывается Пленум Верховного Суда в толковании указанных форм соучастия, данном в п. В случае, если должностное лицо, действуя в сговоре с взяткодателем или его посредником, получает денежное вознаграждение, то данное обстоятельство не означает что взятка получена группой лиц по предварительному сговору. Закон требует наличия как минимум двух взяткополучателей, действовавших по предварительному сговору. Если же какое-либо частное лицо, действуя по предварительному сговору с должностным и выдавая себя за должностное лицо, получает для них двоих взятку, действия этого лица следует квалифицировать по ст.

Действия должностного лица квалифицируются по ч. Таким образом, в состав группы могут входить только взяткополучатели - должностные лица, действующие по предварительному сговору. Сговор считается предварительным, если он состоялся до начала преступления. При этом не играет роли, когда должностные лица вошли в сговор - до или после обращения к ним конкретного взяткодателя.

Предварительный сговор группы взяткодателей будет тогда, когда они действуют как одно целое, заранее договорившись о получении взятки или нескольких взяток. При этом действия должностных лиц, входящих в эту группу взяткополучателей, могут быть одинаковыми, но могут быть и различным по своему содержанию, но совершаемым в интересах взяткодателя. Сговор может состояться на получение одной взятки или в целом на занятие взяточничеством 6.

В случае, когда должностное лицо, получив вознаграждение, приходит к выводу о невозможности в одиночку удовлетворить интерес взяткодателя и по собственной инициативе передает часть ценностей другому должностному лицу без предварительной договоренности, отсутствует получение подкупа по рассматриваемому признаку. В этом случае взяткополучатель должен нести ответственность по совокупности преступлений за получение взятка дачу взятки. Иная квалификация должна быть в случае, когда взяткодатель, вручая должностному лицу соответствующие ценности, понимает, что для успешного совершения интересующих его действий необходима помощь другого должностного лица, и поэтому он просит передать часть ценностей второму должностному лицу.

Взяткодатель в этом случае должен отвечать за неоднократную дачу взятки, первое должностное лицо - по совокупности за получение взятки и дачу взятки, а второе должностное лицо - за получение взятки. Однако, если между должностными лицам был предварительный сговор на получение взятки, то они несут ответственность за получение взятки группой лиц по предварительному сговору даже если взяткодатель об этом не знал. В теории уголовного права длительное время остается дискуссионным вопрос о характере действий соучастников в такой группе.

Одни авторы считают, что при совершении преступления группой предварительно договорившихся лиц не имеет значения, кто именно из них совершил определенные действия бездействие в пользу взяткодателя. Коржанский считает, что на наличие в действиях виновных лиц данного квалифицирующего признака не влияет, кто из них должен был совершить действия бездействие в интересах взяткодателя, какую долю каждый из них получил, а равно и их служебное положение 7.

Следует признать обоснованными высказанные другим авторами соображения о том, что каждый из членов группы должен хотя бы частично выполнить какие-то действия в интересах взяткодателя или воздержаться от их выполнения и получить какую-то часть материального вознаграждения 8. С точки зрения общего учения о соучастии все соисполнители должны принимать непосредственное участие в выполнении объективной стороны преступления. Группа лиц по предварительному сговору должна состоять как минимум из двух соисполнителей, и каждый из них должен получить хотя бы часть незаконного вознаграждения и совершить конкретные действия в интересах взяткодателя с использованием своего служебного положения.

Такая позиция разделяется и судебной практикой 9.

все что относится к квалифицированным видам взятки будут

Таким образом, рассматриваемый квалифицирующий признак имеет место тогда, когда предмет подкупа получают как минимум два субъекта преступления за конкретные действия бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц с использованием своего служебного положения. Преступление считается оконченным в момент получения хотя бы части обусловленного вознаграждения, вне зависимости от совершения определенных действий бездействия по службе.

4.1 Квалифицирующие признаки взяточничества

Преступление считается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. В упомянутом постановлении Пленум разъяснил: Исходя из этого, в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными…, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений.

При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. Таким образом, основным признаком, отличающим организованную группу от группы предварительно сговорившихся лиц, является ее устойчивость.

Удивительно, но факт! Они не предусматривают отдельных мер уголовно-правового воздействия, но дают работникам правоохранительных органов возможность с большей эффективностью предотвращать коррупционные преступления и выявлять их как на этапе совершения, так и по прошествии значительного времени. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий бездействие либо лицом с использованием своего служебного положения - наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

Устойчивость предполагает, что группа создается, как правило, для совершения не одного, а нескольких преступлений. Участники организованной группы преследуют цель совместного получения многочисленных взяток в течение продолжительного времени. По общему правилу у такой группы имеется руководитель организатор , координирующий действия участников группы, подбирающий и вербующий соучастников, распределяющий роли между ними, планирующий совершение преступлений обеспечивающий меры по сокрытию преступной деятельности.

Об устойчивости группы может свидетельствовать особый порядок вступления в нее, подчинение групповой дисциплине, стабильность ее состава и организационных структур, сплоченность ее членов Определяющим моментом при совершении преступления организованной группой является не характер действий соучастников, а связь между ними. При таких условиях не требуется, чтобы каждый участник группы совершал какие-либо действия в интересах подкупающего с использованием своего служебного положения.

Лица, входящие в организованную группу, могут давать указания о последовательности совершения иными лицами действий в интересах подкупающего, о распределении полученных ценностей и т. Для участников организованной группы обязательным признаком является то, что каждый из них должен отвечать признакам субъекта получения взятки. Содеянное ими требует обязательной ссылки на ст. Определенный интерес представляет вопрос о вменении соучастникам такого особо квалифицирующего признака как вымогательство взятки. Пленум Верховного Суда РФ от в постановлении от 10 февраля года указал, что квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную общественную опасность взяточничества, следует учитывать при юридической оценке действий соучастников получения взятки, если эти обстоятельства охватывались их умыслом.

Исходя из этого, такой квалифицирующий признак как вымогательство взятки должен вменяться всем участникам преступной группы, которые знали о подобном способе получения взятки. На том же основании вменяется всем соучастникам преступления такой квалифицирующий признак как получение взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления.

Судебная практика показывает, что наибольшее число ошибок при квалификации получения взятки связаны с ошибочным вменением рассматриваемого квалифицирующего признака. Напротив, ошибочное вменение вымогательства взятки повлечет смягчение ответственности получателя взятки и незаконное привлечение к уголовной ответственности лица, давшего взятку Таким образом, Пленум называет две формы взяточничества. При первой - открытой - должностное лицо предъявляет прямое требование дать взятку, угрожая при этом совершить какие-либо правомерные действия, в которых лицо заинтересовано.

При второй форме - скрытой - нет прямого требования взятки, и нет прямой угрозы ущемления охраняемых законом интересов лица. Однако должностное лицо с целью побудить лицо к даче взятки не выполняет те или иные действия, в которых заинтересовано лицо, ставит его в такие условия, при которых взяткодатель вынужден дать взятку. Необходимо отметить, что должностное лицо имело реальную возможность совершить действия, в которых заинтересовано лицо, дающее взятку.

По поводу разъяснения Пленума некоторыми авторами были высказаны критические замечания. Одни полагают, что Пленум без достаточных оснований дал ограничительное толкование понятия вымогательства взятки, указав, что оно имеется лишь в случаях, когда ее требование либо сами действия взяткополучателя угрожают правоохраняемым интересам потерпевшего.

Вымогательство может быть сопряжено с угрозой совершения в отношении взяткодателя также и правомерных действий. С их точки зрения, анализ судебной практики также свидетельствует о более широком понимании судами признака вымогательства взятки Такой же точки зрения придерживается А. Когда сторонники узкого понимания вымогательства указывают, что его опасность не в факте требования, а в возможном ли реальном ущемлении интересов того, от кого требуется передать вознаграждение, они не учитывают два обстоятельства: Однако в науке уголовного права и судебной практике доминирующей является позиция, согласно которой разъяснения Пленума признаются верными.

Действительно, требование взятки только тогда существенно повышает опасность получения взятки и дает разумное основание для освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку, когда последний вынужден это сделать, чтобы защитить свои законные интересы, добиться реализации своих прав. Такая ситуация не возникает, когда взяткодателю угрожают совершением законных действия, тем, что должностное лицо обязано делать или не делать в соответствующих случаях.


Читайте также:

  • Ходатайство о моральном вреде
  • Документы на ипотеку ростов
  • Акт при краже кабеля
  • Возврат 13 за проценты по ипотеки за каждый год