Главная | Автоюрист | Духовное завещание тихона задонского

Святитель Тихон Задонский

Изд-во Сретенского монастыря, г. Также описаны посмертные чудеса и история прославления в лике святых этих двух великих угодников Божиих. Приводим отрывок из книги: Безмерным благоволением и неизреченной благостью Всетворца нашего Бога человек, сотворенный и созданный на существование вечное по образу и по подобию Его, уже не придет в ничто никак и никогда.

И его долг по всякому образу своим благородством душевным знать и славить Бога, обращаться к Нему, уповать на Него и обо всем, по учению святого апостола Павла, благодарить, с какой Своей премудростию см.: И здесь, сколько бы лет кто ни жил, все же принимает конец жизни по пределу Божию и разрешается от жизни всякий мудро созданный человек: Итак, благостью Его, Творца моего, я, раб грешный Господа Бога Митрофан, епископ Воронежский, родился в этот мир от родителей благочестивых и воспитан во благочестии нерушимом Восточной Церкви в православной вере и достиг судьбами Божиими состарения лет — ныне седмидесяти, пророческой меры святого Давида, и естественной крепостью моего тела изнемогаю.

Удивительно, но факт! Слав Богу, яко показал мне путь к вечному блаженству!

Потому, памятуя о смерти и о последнем разрешительном часе, когда все равно пойду отсюда к моему Богу Творцу отдать естественный долг, ныне, здравствуя умом и в целости разума, я решил мое духовное последнее распоряжение моей воли написать письменно, чтобы душе и телу моему сотворить помощь, и прещедрый Владыка наш Господь даровал бы милосердие Свое мне, смиренному и грешному.

Также тем, кому подобает исполнить мое намерение ради Господа Бога, здесь завещаю, прошу и молю и о себе исповедуюсь. Во-первых, исповедую этим писанием мою веру, что верую в Бога, во Святой Троице Единого, по учению Самого Спасителя нашего Бога, по проповеди святых благопроповедников апостолов и богоносных отцов Святой Восточной Церкви, и во все, что святые отцы, собранные на семи Вселенских Соборах Духом Святым, передали и научили, — в том до моего последнего издыхания пребываю, как истинный сын Святой Восточной Соборной и Апостольской Церкви, несомненно.

Когда же душа моя грешная разрешится от союза плоти ее, вручаю эту душу свою непобедимому благоутробию премудрого Бога, создавшего ее, да примет ее милостиво, как свое создание; тело же мое окаянное и кости грешные предаю матери всех, от которой взяты были, чая восстать совершенным из нее в воскресение мертвых при последней трубе. Затем завещаю ныне, братия, и наше смирение и моление примите, о чем молю вас, и по смерти сотворите мне послушание ради Господа Бога.

Священный чин всей моей епархии: Со всяким вниманием живите и заповедям Господним внимайте — этому учитесь, к этому друг друга понуждайте, чтобы вам непорочными предстать на Страшном и грозном Суде во Второе Пришествие Христово, когда будет Бог судить всей вселенной, и внимайте, какое слово воздадите о людях, которые в пастве вашей.

Потому каждый попекитесь о своем спасении и образ собой людям покажите во всяком благочестии, как евангелист Матфей повествует, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного Мф 5, 16 ; вам ведь придется и ответ воздать о своем стаде. Простой человек, согрешив, за свою одну душу ответ воздаст Богу, а игумен и иерей — за многих людей из своей паствы воздадут Богу ответ; которые сами молоко и шерсть от стада принимают, а об овцах не заботятся, о которых слово должны воздать в тот великий день, — как сможете избежать, если настолько не радеете о спасении?!

И опять Господь сказал: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете Мф 23, О том же сказано у Иезекииля пророка: Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня.

мог духовное завещание тихона задонского они

Когда Я скажу беззаконнику: Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою Иез 3, 17— Потому и мы, сыны и братия мои, услыхав от Владыки нашего Бога, даровавшего нам такие дары, больше же от святых отец почести и хвалы, не украсим ли сами себя кротостью и смирением и всяким благочинием и каждый да подвигнемся о своем спасении, а больше — о людях.

Иоанн Златоуст говорит так: Владыка наш ради нас умер, ты же ни слово не произносишь, — и какую будешь иметь милость, какой ответ получишь, как предстанешь на Судищи Христовом со дерзновением, скажи мне? Стольких душ презрев погибель, ты ли чист от крови всех?

И если покоритесь заповедям Господним, о чем я вам много возвещаю, они подадут вам дерзновение на Страшном Суде Христовом; если же преслушаете заповедь Господню и наше указание, — я без сомнения благовестил вам весь совет Божий, но и дал серебро торгующим: Вам, так согрешающим, молчать — обременительно и тяжко, ибо на вас, покрывающих и в том растлевающих, молчание наводит пагубу. Потому, сыновья и братия, послушайте того же Златоуста, говорящего: И многие о том подобные свидетельства — в Божественном Писании, к подвигу нашего исправления, а христианской нашей веры подтверждения, и народам — чтобы исправлять благочестие.

Тем же убо, сыновья и братия, слышав об этом страшном наказе Божием к пророку, также и святых отцов наставления с угрозами, убойтесь, устыдитесь и смирите себя. Страшно ведь впасть в руки Бога Живаго: Поэтому умножайте талант, вверенный вам от Бога, учите людей Божиих, священники — детей своих духовных и приходских людей, каждый в своем пределе, мужского и женского пола, и детей их учите, чтобы жили в заповедях Господних, в покаянии и в милостыни и в нелицемерной любви, и за то от Бога примете милость и от Него получите Аз, грешный, все это сказал вам и опять говорю, что испытывать нас будет Бог, как следует ли мы творим дело Божие?

Убойтесь сказанного пророком и апостолом Павлом: К тому же, братия и чада мои, Божественное Писание любите и в нем поучайтесь: Многие, не читая книг, совратились с правого пути. Вы же, сыновья и братия нашего смирения [1] о Господе, избирайте разумения от Божественных Писаний, как добрая пчела, пребывая на цветах и нектар собирая, бытие же оставляя; ложных книг не читайте и от еретиков уклоняйтесь и общения с ними не имейте. Если же кто будет сопротивляться Преданию Соборной Церкви и нашему поучению и указанию по святым отцам, то вы, сыновья и братия, о них помолитесь, по апостолу Павлу [2]: К тому же рассуждайте, игумены и священники, кого отлучить от Тела Христова и от Церкви на какое-нибудь время; если же кто сам сомневается, то пусть спросит сведущего, как и Господь сказал: Кроме того, игумены и священники нашей стороны, священники и диаконы всех церквей и весь причет церковный, всякое церковное пение со страхом и по чину и по уставу целиком исполняйте, как передали нам святые отцы, особенно же Божественную литургию, на которой страшная Божественная вечеря священнодействуется, на которой Сын Божий за всех нас на спасение закалается, храните со страхом и трепетом и никогда не входите в святую церковь, имея вражду на товарища своего.

Особенно со страхом и трепетом входите в святой алтарь и поклонение творите ко престолу славы Божией, а пьяный в святую церковь и в святой алтарь или имеющий гнев на кого-нибудь да не входит. Так же делать и народ учите и о спасении душ своих и о них великое попечение имейте. Кроме того, по всем церквам из народа простым людям, кроме пономаря, в святой алтарь входить не разрешайте. Никоим образом и никогда не пребывайте во многоглаголании после вечернего пения и до литургии, когда приносите Пречистую Жертву, но, утишив мысли, молитву пошлите к своему Богу и не озирайтеся вспять в своих мыслях и ум весь имейте горe: Если же кому напакостит враг прелюбодейством, или гнев будет на кого-либо, или по иной какой причине, — пусть лишается службы, а недостоинство иерейское больше всего сводит гнев Божий на людей; многие невежды иереи впадшему в какой-либо грех повелевают служить, дав епитимию, тем призывая на себя бесконечную муку и их посылая на дно адово: Потому следует о таких возвещать епископам, а те пусть рассудят по правилам апостольским и святоотеческим, потому как невозможно разрешить того, кого святые отцы связали, ни связать, кого они не повелели, но только последуя Соборам святых отцов связывать и разрешать.

Похожие главы из других книг

Соблюдайте, священники, и чад ваших, которые родились у вас, чтобы они не осквернялись блудом прежде брака, и наказывайте: Челядь свою, рабов и рабынь учите страху Божиему и к покаянию приводите, а голодом не морите и наготой и босотой не томите, но любите их, как свои члены или как Христос всех нас, так творите и детей своих духовных тому же учите. Это все, любя вас, я написал, и если так сохраните завещанное нами, тогда возвеселите и удивите Ангелов и от нашего смирения благословение на себя примете, и молитва ваша будет услышана у Бога.

Послушайте и еще, сыновья и братия нашего смирения о Господе, что говорит правило: И опять слушайте те из иерейского чина, которые живут в нечистоте и в страстях, а епитимии от Бога не принимают! Если не покаетесь и не очистите себя добрыми делами, то ожидает вас там мука вечная.

Услышьте Священные Писания, говорящие: Также не подобает предстоять служителю Божию в святом алтаре, имущему гнев на кого-либо, но сначала пусть примирится, и тогда начнет служить со страхом и трепетом Божественную службу. Кроме того, не следует попу красивых одежд носить, но смиренные, также и коротких рубах не подобает носить, но до щиколотки, да со страхом и трепетом все священные церковные службы творит, и пусть не стыдится никого и не боится, даже самого царя.

И не следует никоим образом преподавать Дары недостойным и пребывающим во грехах, пока не оставят грех и не покаются достойно от всего сердца; а те попы, которые служат с лицемерием и преподают Пречистое Тело и Кровь Христову некоторым осквернившимся блудом и лихоимством и прочими нечистыми страстями, или враждующим на друга, или пьяницам, или разбойникам, или другой какой грех творящим, который препятствует к причащению, пока не очистится от таковых и епитимиями не исправится, — и если подадут им Пречистые Дары, такие попы, как Иуда, предавший Господа, осудятся, чтобы не были оскорблены Святые Таины леностью или наглостью.

И да не осквернит муха Даров или мышь; если же что из них вкусит от небрежности иерейской, то иерей строго осудится в будущий век.

Удивительно, но факт! Преподобный Севастиан Карагандинский делал строгие выговоры тем, кто самочинно, без благословения, перед причащением совсем не вкушал пищи по одному или нескольку дней.

А молитв отнюдь не подобает читать быстро, но с кротостью и внятно и чисто, да не в досаду Богу будет произносимое и да не на погибель себе. Еще нельзя нечистую или пресную просфору преломлять и класть в чашу, нельзя вина лить в чашу, но смешать чистое вино с молитвой и с водой чистой во святую чашу; и еще иметь попу чистую одежду в святом алтаре, ибо по чину подобает ему совершать в чистоте Святых Таин службу, да приятна будет Богу Святая и Бескровная Жертва.

Те, кто Божественную службу достойно служат, живот вечный наследуют и Царство Небесное, а кто не по чину — тот на погибель себе и на осуждение. Некогда я, будучи иноком, в ушедший год придя в пределы города Суздаля в обитель Успения Пресвятой Богородицы, называемую Золотниковская общежительная пустынь, постригся в монашеский чин.

И по послушанию из той пустыни переведен в обитель Пречистой Богородицы в пределах города Владимира, называемую Казмин монастырь, по челобитью братии того монастыря и вотчинных крестьян, и вместо патриарха получил благословение преосвященного Павла, митрополита Сарского и Подонского, в игуменский чин; и пробыл в том монастыре немногим меньше десяти лет. Потому очень болезную, что мое обещание жить на одном месте не исполнилось [4] ; к тому же охвачен сильной боязнью о испытании и взыскании преданного мне, грешному епископу Митрофану, народа христианского.

Потому слезно прошу у всей Божией Церкви, у отцов своих, святейших патриархов православных, и у преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, и у того, кто после меня будет братом моим во граде Воронеже на архиерейском престоле, прощения и во всем разрешения прошу; и у освященного собора и у всего православного народа святых молитв смиренно с великим усердием прошу, чтобы помолились о душе моей ко Господу Богу и Пречистой Деве Богородице Марии, чтобы сотворил Господь Бог милость бедствующей душе моей и простил согрешение мое и сподобил меня Царствия Небесного.

И после этого благословение подаю и прощение моей епархии паствы священноигуменам, иеромонахам, и монахам, и монахиням, и всему иноческому чину, священникам и диаконам и всему причту церковному и всех священного и духовного чина, и весь народ христианский мужеского и женского пола своей паствы и епархии благословляю, прощаю и разрешаю кающихся всесовершенно во всех приключениях, а которые священного чина люди за тяжкие провинности священства лишены, — и им прощение будет; но тайнодействовать, по правилам святых отец и по нашему суждению, никак не допустятся.

Последнее слово святителя Тихона (Из его духовного завещания)

Притом же последний мой пастырский долг воздаю и предлагаю в душевную пользу и на вечное спасение своей епархии в городах и селах и пребывающим на всяких местах иметь все внимание о благочестии и о спасении душ своих на содержание и управление нашей православной веры и своего отеческого наследия. Да пребывают все православные христиане в прародительской вере своей благочестиво и праведно со всяким старанием, и следует жительствовать в чистоте, в воздержании и святыне и в покаянии, быть образом благих дел; по святому апостолу, народам своей епархии желаю быть благочестивыми.

Веру же православно-кафолическую к Богу вседушно любовью иметь, и Святую Церковь, одну во вселенной, которая на Востоке и у нас утвердилась истиной, как матерь чествовать и пребывать в ней неотступно непоколебимому правому учению, и предания и учения, святыми отцами на Соборах определенные и утвержденные, крепко содержать и ни в чем нерушимо и непоколебимо иметь.

Так как без правой веры Богу угодити невозможно, также и без Святой Восточной Церкви мудрования и светлого богопреданного ее учения невозможно никому спастись; и о том через святый Символ веры исповедуем Церковь единой, Святой, Соборной и Апостольской, и так ее хранить от всяких ересей и от соблазнительных наветов оберегать. И судьям в городах нашей епархии: Обидимы люди всех чинов: Еще завещаю всякому чину своей епархии: Татары — зловерные еретики, отступники Святой Церкви, и все они прокляты, ведь и святой апостол Павел заповедал и от братий по общей христианской вере, пьянствующих и бесчинствующих, отлучаться и не примешиваться к ним, — насколько больше подобает всячески отлучаться от тех еретиков, развратников и хулителей святой нашей веры!

Еретики, такие как лютеране, кальвинисты и католики, не советуют и не говорят церковной правды, но то, что человеческое, новообретенное и чуждое истинного благочестия. Татары — проклятые злобожники, в них никакого добра не находится, их подобает всячески приводить в благочестивую веру, и апостольское завещанное слово так говорит: Но я писал вам, братие, не сообщаться с тем, кто, называясь братом иноверец же больше того , остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе 1 Кор 5, 11 , а в иноверцах все эти страсти господствуют, но многие верные люди и честные с ними ядят, не стыдясь, и не боятся греха.

Уклоняющиеся от этой заповеди и презирающие завещания Святой Церкви и творящие сами себе закон по гордыне как избежат клятвы, псалмопевцем всегда возвещаемой? Прокляти все уклоняющиися от заповедий Твоих Пс , 21 , чего всех христиан избави Боже! И в другом месте говорит: Еще же говорил Господь: В таких чинах подобает быть православным христианам и устраивать благопотребное, ибо благодатью Божией очень много в полковых строях Российского царства царской державы людей благочестивых, в ратоборстве искусных и знающих, апостол же святой Павел очень стыдил коринфян, когда перед иноверцами судился, говорил: К стыду вашему говорю: Но брат с братом судится, и притом перед неверными.

И то уже весьма унизительно для вас 1 Кор 6, 5—7 судиться от неправедных, а не от святых, то есть от еретиков и злобожников неправедных татар, у которых христиане в подданстве, а не от единородных и единоверных святых христиан российских и в царстве одном живущих. От иноверцев и прежде того в древние времена пользы было мало, потому что они были явными врагами Богу и Пресвятой Богородице, Святой Церкви и нам, христианам. И люди нашей паствы всякого чина пусть не привыкают к иностранным непотребным обычаям и пусть, не утвержденные в вере и не знающие Писания, с иноверными о вере не беседуют и лестного их учения совсем пусть не слушают, но пусть возымеют в крепости отеческой благорассудные и воздержные поступки в делах и вещах; написано: Кроме того, люди нашей епархии всякого чина пусть живут по чину своему и со всяким вниманием и умеренностью, кому что должно и кому что прилично.

И на всякие неполезные дела пусть не растрачиваются и не приходят таким образом в последнюю скудость и убожество. Излишество во всем — дело непотребное; по апостолу же, весьма неполезны кому-либо смехотворство и играния; и многое питие каждому вредно и грешно. А судьям нашей епархии это все следует во власти своей надзирать и, судив праведно, по велениям своего государя управлять народами в правде, чтобы правдой, без напрасной тщеты и непотребной суеты, пожили духом в Боге.

Мудрые мужи подобное этому возвещали каждому человеку: Употреби труд, храни умеренность — богат будешь. Воздержанно пей, мало ешь — здрав будешь. Твори благо, бегай злого — спасен будешь. И таким образом в правду всякому в душе и теле спасение от Господа Бога готово, временное и вечное, благополучное имение и долгота лет во здравии.

Так завещаю творить по моей смерти: Еще молю и прошу великим прошением, не пренебрегайте моим прошением, сподобите меня святого великого и ангельского образа схимонашеского и постригите в тот образ, положите в том одеянии по чину схимонахов так, как все святые греческие архиереи, и так, как по образу и по завещанию отца нашего архипастыря святейшего Иоакима, патриарха Московского и всея России, как он заповедал о себе, а нам образ подал.

В архиерейские одежды отнюдь не облачайте меня, ибо мы видим древние облаченные тела святых архиереев так, как Алексия, святого митрополита, и чудотворения дара сподобившегося:


Читайте также:

  • Документы для регистрации договора купли-продажи по ипотеке
  • Исковое заявление о снятии с регистрационного учета бывшего владельца
  • Бесплатная консультация автоюриста по телефону круглосуточно саратов
  • Статья за хулиганство и вандализм
  • Представителями представительства не могут быть
  • Для оформления омс нужен ли штамп
  • Индивидуальные трудовые споры между работодателем и работником